Первый украинский президент рассказал, с какими чувствами он покидал высокий пост.
- Леонид Макарович, каким был ваш последний рабочий день в качестве президента?
- Именно последнего дня не помню, 25 лет прошло. Но я почти сразу после поражения на выборах стал, так сказать, собирать вещи и доделывать начатые дела. У меня было 12 дней на освобождение кабинета, а сегодня проигравшему кандидату дали целый месяц…
- Может, у него слишком много незаконченных дел накопилось?
- Вы понимаете, в чем тут беда... Когда новоизбранный президент примет присягу и получит удостоверение, там будет сказано, что избрали его 21 апреля. Но с того момента и до его инаугурации прошел почти месяц и за это время Петр Порошенко подписал столько указов, сколько не издавал за все время своего правления.
И вот пройдут годы, кто-то будет изучать историю Украины, зайдет в архив и увидит – избран один президент, а целый месяц правил другой. Как же так? Что же произошло? Ведь в Конституции о таком ничего не сказано. Этого быть не должно, не правильно.
- А как же тогда должно быть? Ведь пока Зеленский не принес присягу, Порошенко является фактическим президентом?
- Да, но нельзя мешать избранному народом президенту. Я лично не принимал никаких серьезных решений до инаугурации Леонида Кучмы. Решал вопросы лишь своего окружения, аппарата президента – с охраной и секретарями. Дальше не лез.
Да и зачем? Новый президент, новые подходы – зачем палки в колеса вставлять? Тем более, новоизбранный после отвечать будет не передо мной, а перед украинским народом, именно ему он клятву и дает.
- Как считаете, почему так затянули с датой инаугурации?
- В Верховной Раде почему-то решили, что они руководят президентом. На самом деле подтасовали немного понятия – президент приносит присягу народу, а не народным депутатам.
Его трибуна на инаугурации стоит выше парламента, это символично и об этом не стоит забывать. Оттягивали момент с датой, почему-то считая, что депутаты выше простых украинцев, желающих уже увидеть обещанные действия избранного президента.
- Ну, ждать осталось уже совсем ничего…
- Да. Вообще, в инаугурации самое главное - это присяга, все остальное бутафория, никому не нужная напыщенность, торжество. А еще это своеобразный экзамен предшественника и преемника. Как уйдет один и что сделает первым делом новый президент - покажет, что они из себя представляют.
- Как считаете, что должно быть первым делом в списке у нового президента сразу после инаугурации?
- Народ ждет что сразу начнется борьба с бедностью, установление мира и защита людей. А танцы и пляски, пафос мероприятия с шампанским никому не нужны. Это не сделает жизнь простого украинца лучше.
- С каким чувством вы покидали пост президента?
- Очень спокойно. Помню, как пришел на второй день после поражения в Администрацию Президента. Было утро. Врывается ко мне в кабинет лечащий врач и говорит: "Давайте давление мерять!". Я спрашиваю, чего ж так вдруг. А он мне: "Ну как же, вы такое пережили, стресс то какой". Думаю, ну ладно, настаиваешь, ну на. Снимаю пиджак, закатываю рубашку. 120/80 – давление как у космонавта.
Врач в шоке. Аппарат, говорит, сломался, надо за другим бежать, не может быть таких показателей. Измерили еще раз. Снова те же. Врач не понимает ничего. Спрашивает у меня: "Да как же так возможно?". А я ему спокойно отвечаю: "Я был готов к любым результатам, проиграю или выиграю".
Должность президента не вечная и становятся им не по крови, не передается это звание от отца к сыну. Все по воле народа. Народ дал власть, он ее и заберет.
КПвУ