" КП" в Украине " совместно с экспертами проанализировала, когда парламентарии вычеркнут из Конституции депутатскую неприкосновенность и какие глобальные политические перемены последуют за этим решением.
Петр Порошенко поставил перед Верховной Радой задание - отказаться от депутатской неприкосновенности (см. "Цитата"). Четкие сроки не обозначил, лишь отметил, что это должно произойти как можно быстрее.
Инициативу Петра Порошенко по снятию депутатской неприкосновенности эксперты склонны рассматривать как последнюю попытку команды президента спасти рейтинг своей политсилы и удержать его (а по возможности и нарастить) до 2019 года - к очередным президентским и парламентским выборам.
- В коалиционных фракциях столько депутатов, за которыми тянется коррупционный шлейф, что от них стоит избавляться. Иначе рейтинги БПП обвалятся до уровня "Народного фронта", а соратники Яценюка окончательно и бесповоротно станут политическими трупами, - считает эксперт аналитического центра "Политика" Владимир Цибулько.
Эксперт предполагает, что после снятия неприкосновенности произойдет некое очищение в депутатских рядах.
- С другой стороны, заявление Порошенко можно рассматривать как ультиматум Верховной Раде - либо будете работать в рамках общего концепта, согласованного с западными партнерами, либо уголовные дела или даже роспуск Рады. Сейчас, в преддверии принятия пенсионной, медицинской и земельной реформ, очень важно сплотить парламент, - отмечает Цибулько.
Есть и более экзотичные, конспирологические версии действий президента. По одной из них Петр Порошенко готовится к усилению собственной власти, но уже не в кресле президента, а… премьер-министра.
- Сейчас так называемой "стратегической семеркой" в Администрации президента разрабатываются проекты изменений в Конституцию в части перераспределения полномочий во властном треугольнике. Под шумок снятия депутатской неприкосновенности предполагается уменьшить роль президента и усилить роль премьер-министра. А переход к парламентской республике обязует президента объявить о досрочных выборах Рады и главы государства, - говорит глава Института публичной политики и консалтинга ИНПОЛИТ Сергей Быков.
Было дело
Семнадцать лет назад в Украине уже проводился референдум относительно изменений в Конституцию. На нем украинцев, в частности, спросили: "Согласны ли вы с необходимостью ограничения депутатской неприкосновенности народных депутатов Украины и изъятием в связи с этим части третьей статьи 80 Конституции?" 89% украинцев сказали тогда, что "согласны".
Далее по процедуре в игру должна была вступить Верховная Рада - утвердить или не утвердить результаты народного волеизъявления. Народные депутаты сделали вид, что это не их прерогатива, и обратились за разъяснениями в Конституционный суд. На такое разъяснение у КСУ ушло 8 лет. В 2008 году суд сказал, что Верховная Рада все-таки должна была утверждать результаты референдума. Но поезд уже ушел.