У украинцев есть большой опыт, связанный с надеждами, которые появляются с новыми начинаниями, и разочарованиями, которые часто за ними приходят. За последние 30 лет страна пережила множество разочарований и несбывшихся надежд, но лишь для того, чтобы из тени выползли те же самые старые дурные привычки и подтвердили свою деструктивную власть над страной. Первым переломным моментом стало обретение независимости в 1991 году.
Но этот кажущийся историческим разрыв с прошлым на самом деле был крайне ошибочным компромиссом, не позволившим сдвинуть с места огромный государственный аппарат, унаследованный от советской эпохи. Неудивительно, что смена имиджа «профессиональных» коммунистов, ставших украинскими демократами, не очень способствовала повышению уровня жизни или продвижению страны в нужном направлении.
Разочарование таким положением дел в конечном итоге привело к Оранжевой революции 2004 года, но вскоре первоначальная эйфория уступила место цинизму, поскольку стало ясно, что лежащий в основе страны культ институциональной коррупции никуда не исчез. Десять лет спустя очередная новая попытка была ознаменована шоком революции Евромайдана. Хотя президент Петр Порошенко за пять лет своего пребывания у власти внес значительный вклад в развитие государственного строительства Украины, он в конечном итоге не смог разрушить основы украинской коррупции, в результате чего потерпел сокрушительное поражение на президентских выборах в прошлом месяце.
Теперь украинцы вновь оказались в этом очень знакомом положении, приготовившись к расцвету новой Украины и ожидая прихода лидера с незапятнанной репутацией, обещающего преобразовать страну, которая доказала свою исключительную устойчивость к реформам. Окажется ли Владимир Зеленский лучше тех, кто потерпел неудачу до него? Его положение человека со стороны, безусловно, дает повод для оптимизма — хотя и весьма острожного.
Действительно, то, что полное отсутствие опыта у Зеленского также является самым главным качеством, говорящим в его пользу, ярко свидетельствует о масштабах презрения общества к украинским политическим классам. Однако статус новичка вызывает явную озабоченность по поводу способности бывшего комика ликвидировать глубоко укоренившиеся и тщательно «выверенные» нарушения функционирования системы, которые лежат в основе кризиса современной Украины.
Сейчас, когда он обдумывает стоящую перед ним непомерно сложную задачу, каковы должны быть главные приоритеты нового президента? Хотя быстрых решений проблем такого масштаба, как в Украине, нет, тотальная реформа украинской судебной системы позволит Зеленскому направить свои усилия на один из основополагающих элементов, на котором держится вся коррумпированная система. Сегодня украинская судебная система является одним из немногих институтов, пользующихся еще меньшим доверием общественности, чем украинские политики. И это не случайно. Украинские судьи регулярно выносят вердикты, которые, как представляется, призваны служить пародией на само понятие справедливости, при этом в адрес судебной системы звучат обвинения в том, что она служит личным интересам влиятельных лиц.
Вся система повсеместно воспринимается как в корне порочная и предлагающая правосудие тому, кто предложит наивысшую цену. До тех пор, пока Украина не решит эту проблему, все другие попытки проведения реформ в принципе бесполезны. Действительно, какая польза от реформированной полиции или новых антикоррупционных органов, если их расследования никогда не приведут к вынесению обвинительного приговора? Ради чего зарубежные инвесторы должны обращать внимание на Украину, если судебная система страны продолжает защищать культ безнаказанности и не обеспечивает никакой защиты инвестициям?
Победа Зеленского на выборах стала мощной демонстрацией демократических достижений Украины, но ценности, определяющие современную демократию, отнюдь не ограничиваются возможностью проведения свободных и честных выборов. Самой основной из этих ценностей является верховенство права, которое предусматривает ответственность, лежащую в основе всех других прав и обязанностей. Это самая насущная потребность Украины.
Из-за постоянного отсутствия правосудия страна слишком долго находилась в круговороте бесполезных постсоветских восстаний на Майдане, пустых обещаний и неудачных начинаний.
Если Зеленский не хочет стать последним в длинной череде заурядных и вызывающих разочарование украинских мессий, он должен сейчас попытаться разорвать этот порочный круг, построив свое президентство на прочных основах настоящей судебной реформы.
Питер Дикинсон, Atlantic Council (США)