Государственный банк “Приватбанк” в Высоком суде Лондона заявил, что бывшие владельцы финансового учреждения Игорь Коломойский и Геннадий Боголюбов сознательно заключали фиктивные кредиты на покупку якобы конкретных товаров для вывода средств с учреждения, и привел ряд доказательств функционирования “схемы”.
Как пишет “Зеркало недели”, в компании заключали договоры о кредитовании покупки товаров, которые не согласовывались с их деятельностью.
“Главный свидетель бывших владельцев банка, который дает показания по инструкции, представленной D1, признает, что соглашения о поставках были частью “Схемы”, однако не объясняет, что такое “Схема”, и не начал демонстрировать, благодаря чему она могла быть законной. Его позиция на самом деле подтверждает обвинения Банка в том, что D1 и D2, которые на то время владели более чем 90 % акций Банка и контролировали его работу, были “мозгами”, которые стояли за “Схемой”, – говорится в разъяснении Высшего суда Лондона на запрос журналистов, которое есть в распоряжении ZN.
Очень интересной оказалась информация о кредитовании семи сделок. В частности, компания “Фоксар”, которая занимается консультационными услугами в сфере бизнеса и менеджмента, взяла кредит на закупку австралийской марганцевой руды, аналогичный консультант в сфере бизнеса и менеджмента “Інвестгруп” решил закупить экскаваторы и колесные погрузчики, компания “Гардер”, основной деятельностью которой является оптовая торговля топливом и смазочными материалами, также решила приобрести австралийскую марганцевую руду, для оптовой торговли газообразным топливом и другой подобной продукцией компании “Каринда” понадобились экскаваторы, а компании по переработке молока с целью производства масла и сыра “Трансмолоко” купила концентрат яблочного сока.
“Более чем 65 % конкретных кредитов было предоставлено в течение двух рабочих дней от момента подачи запроса относительно получения кредита; что касается остальных из них, то все они, кроме одного, были одобрены в течение семи рабочих дней с момента подачи запроса. Эти промежутки времени, очевидно, не соответствовали должным правилам осторожности, которые имели место в соответствии с внутренними правилами банка”, – отмечается в позиции “Приватбанка”.
По словам истца, то есть “Приватбанка”, в промежуток времени от апреля 2013 года до июня 2014 года Игорь Коломойский и Геннадий Боголюбов предоставили от имени банка субсидии примерно на $ 2 млрд. + фиктивные кредиты 46 украинским заемщикам. При этом заемщики согласились предоставить гарантии безопасности в поддержку своих обязательств, сначала в виде залогов по договорным обязательствам относительно приобретения большого количества товаров или промышленного оборудования. Также в “Приватбанке” заявляют о фиктивности еще 54 сделок, ведь ни одна из сторон не имела намерений осуществлять поставку товаров или оборудования, и никаких поставок осуществлено не было. Зато соглашения были основанием уплаты заемщиками около $ 1,91 млрд.
“Если соглашения о поставках были фиктивными, то кредиты, предоставленные Банком компаниям, которые брали деньги в долг под предлогом осуществления платежей компаниям-поставщикам, не могли быть осуществлены для законных целей, а обещанная гарантия возврата средств всегда была мнимой. Все те, кто занимался предоставлением кредитов, знали о том, что соглашения о поставках фиктивные, и все, кто занимался расследованием, должны были понимать, что указанные лица обязательно имели отношение к мошенничеству в Банке”, – заявили юристы банка.
Банк отрицает, что компании, которые брали кредиты, постоянно были в собственности или контролировались экс-владельцами банка, но они знали, что не будут поставлять обещанные объемы товаров.