Рыночная школа экономической практики Владимира Гройсмана, Андрея Ревы и еще ряда министров говорит о том, что никакой альтернативы минимально регулируемой экономике, где абсолютно доминируют олигархи и высокопоставленные чиновники, - нет.
По их мнению, если украинцы попытаются создать что-то иное, то оно тут же развалится и развития с сопутствующими реформами не будет. Господа министры, а может, не развалится? Ведь альтернатива есть! Развитие будет! Более того, уже сейчас есть альтернатива вашим реформам в ЖКХ, в пенсионном обеспечении и в других сферах социально-экономической жизни Украины.
Наконец, есть наш предшествующий опыт, есть мировой опыт, которые это доказывают. Правда, альтернативное развитие украинской экономики не отвечает интересам тех, кто сегодня имеет экономическую и политическую власть. И это в стране, где хорошее настроение редкость, а жалобы на жизнь – норма. В стране, где специалист и служащий ненавидят свою работу, а примерно с 30-ти лет уже начинают мечтать о пенсии, но выйдя на пенсию, становятся недовольны и пенсией и всей своей жизнью. В стране, где безграмотность и хамство также привычны, как грязные подъезды и реклама женских прокладок.
Ну, что тут еще добавить? Разве что отметить, что все предыдущие и нынешние власти не могли или не хотели понять, что не деньги дают свободу их гражданам, свободу дает себе сам человек, т.к. внутреннюю свободу нельзя купить. И вот смотрю на молодое поколение украинских предпринимателей, а в мыслях понимаю, что эти юные бизнесмены прошли за последние годы две мощные волны девальвации гривны. Понимаю, что даже они, наши дети, за эти нелегкие и даже жесткие годы как-то успокоились, но это не значит, что они стали жить лучше. Просто все украинцы как-то пообвыклись и адаптировались, но вот довольны ли они сегодняшней жизнью – убежден, что нет.
И у их родителей нет уверенности в завтрашнем дне. В Украине красивой сказкой стало то, что, дескать, дети должны заботиться о родителях в быстро падающей экономике. Хотя в этой качающейся экономике кто и о ком должен заботиться, конечно, определить очень сложно. Но кто же, наконец-то, должен сказать, какие решения приведут к экономическому подъему?! Только бы власти не ориентировались на бедность населения страны. В тоже время эволюция запросов высокопоставленных чиновников развивается существенно быстрее доходов бизнеса и быстрее того, что мы предполагаем.
Соответственно возрастают неопределенности, а неопределенности означают следующее. Есть две вещи, которые нельзя в Украине прогнозировать (ни один эксперт не возьмется их прогнозировать). Первое – это цена на энергоресурсы у нас в стране и, следовательно, на тарифы ЖКХ. Второе – это цена международного финансового капитала, который мы могли бы привлечь в нашу экономику. Думаю, что именно эта ситуация сейчас и есть на самом деле то, что данный кризис представляет интеллектуальный вызов для предпринимателей и экономистов Украины. В этой связи сегодня, например, также вряд ли кто-то из профессионалов в здравом уме будет говорить о пенсионной реформе (включая запуск 2-го накопительного уровня нашей трехуровневой пенсионной системы) в условиях фактически убитого фондового рынка страны и наполовину разрушенного украинского банковского сектора.
Ну, кто обеспечит если не инвестиционный доход, то хотя бы сохранность пенсионных накоплений на банковских депозитах или в ценных бумагах украинских эмитентов?! А самое главное – где эти надежные финансовые инструменты? Ведь, как утверждает Глава Национальной Комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку Тимур Хромаев, наша система государственного регулирования рынка ценных бумаг прочно застряла в 90-х годах, неразвитость её, в том числе правовая, позволяет конечным бенефициарам ряда преступлений уходить от ответственности. Кстати, международные партнеры уже давно обращают на это внимание наших властей.
Думаю, не ошибусь, если замечу, что сейчас у многих предпринимателей возникла определенная экономическая апатия. Но осознал ли финансово-экономический блок Кабмина Владимира Гройсмана, что дальше так жить нельзя – верхи не могут, низы не хотят? Когда начнется реформирование реального сектора экономики и банковской системы? Правда, я вообще далек от мысли, что наша политическая и финансовая элита возьмется за ум без давления со стороны международных спонсоров и транснациональных корпораций. Проблемы у нас очень серьезные и масштабные, т.к. мы имеем очень большой внешний госдолг и очень слабую гривну. И если правительство захочет сейчас финансировать свои бюджетные расходы оно вряд ли за исключением МВФ сможет выйти на международный долговой рынок по привлечению недостающих средств.
Словом, уже этой осенью нас ожидают огромные перетряски в экономике. И в завершение хотел бы привести слова знакомого предпринимателя, не так давно прочитавшего в Интернете нашумевший пост в ФБ главреда еженедельника «Зеркало недели» Юлии Мостовой, который в беседе со мной с горечью заметил: «Сегодня все, кто активно поддержали майдан, либо во власти, либо на заработках в Польше и в России. А кто здесь теперь будет строить бизнес?».
Александр Гончаров
Директор Института развития экономики Украины Загрузка...