Минские соглашения мертвы и должны быть заменены новым договором по Донбассу, - с таким, без преувеличения, сенсационным заявлением выступил глава МВД Арсен Аваков.
Буквально в течение суток с такими же заявлениями выступили его верный помощник Антон Геращенко и еще несколько украинских политиков, включая восставших из небытия экс-премьера Еханурова и экс-генпрокурора Пискуна. Одновременно с этим в СМИ появились высказывания ряда украинских депутатов, утверждающих, что население Восточного Донбасса необходимо будет лишить всех гражданских прав и тотально «дерусифицировать». Высказывания, призванные поджечь и сорвать этот самый Минский мир.
Такой всплеск радикального ура-патриотизма уже сам по себе является признаком неких глубинных процессов в украинской политике. Но на этот раз он происходил на фоне противоположных заявлений политиков ЕС, США и России о необходимости выполнения Минских соглашений. Так что же происходит?
Ни войны, ни мира
В этом старом лозунге Троцкого – вся суть позиции официального Киева относительно Минских соглашений, заключенных более трех лет назад (Минск-1) и заново подписанных после боев за Дебальцево (Минск-2). Уточним: позиции Банковой, поскольку именно она всё это время выступала и продолжает выступать главным политическим тормозом, не позволяющим ни продолжить активные боевые действия, ни реализовать Минские соглашения.
Война фактически закончилась весной 2015-го, а мирный процесс заглох летом-осенью того же 2015-го. С тех мирный процесс ограничен безрезультатными встречами представителей «Минской четверки» (раз в три месяца), а АТО свелось к мелким позиционным перестрелкам. Уже третий год по обе стороны спящего фронта паленая водка, разборки, болезни и проклятущие мины (часто свои же) уносят больше жизней солдат, чем снаряды и пули.
Такое затянувшееся бесплодное перемирие выгодно только тем, кто на нем наживается. Наживается, в первую очередь, экономически. Это и война между олигархами, которые пытаются вытеснить друг друга с энергетического рынка Украины, отрезая конкурентов от донецкого угля. Это и контрабанда из Донецка или через Донецк всего подряд: начиная от угля и руды, и заканчивая сигаретами и шмотками. Это и «крышевание» блокпостов, каждый из которых приносит ежедневно охапку наличных.
Наживаются и политически, лавируя между сторонниками силового «укрощения» Донбасса и сторонниками прекращения войны и решения конфликта путем мирного политического урегулирования. Правда, обе стороны давно уже устали ждать, поэтому неудивительно, что становится всё больше сторонников радикальных шагов: или нового блицкрига, или немедленного подписания мира с предоставлением Донецку хоть «особого статуса», хоть автономии. Но зато за это время Банковая взрастила себе новую группу поддержки: тех, кто предпочитает ничего не делать и бесконечно ждать, пока развалиться Россия и Крым с Донецком сами вернутся в Украину. Нужно заметить, что эти же люди неистово верят в «успешность реформ», всемирную поддержку Украины и вообще являются «порохоботами».
Судя по всему, Банковая рассчитывала протянуть вот это «ни войны, ни мира», как минимум, до выборов 2019 года – да и потом тоже ничего особо не менять. Даже намеченный к принятию скандальный законопроект №7163 «О реинтеграции Донбасса», объявляющий Донецк и Луганск территорией, оккупированной Россией (что, по мнению экспертов, просто срывает Минские соглашения) с огромной вероятностью является лишь… пуком в небо, политическим спектаклем коалиции власти для поднятия своего рейтинга среди национал-патриотов. Кстати, есть мнение, что все высказывания украинских политиков последних дней были связаны именно с ним: его второе чтение намечено как раз на начало декабря.
Да, закон могут принять, только вот работать он не будет. Потому что заработать он может лишь в одном случае – если Киев установит контроль над ОРДИЛО. А для этого либо ВСУ должно взять Донецк штурмом, либо сепаратисты должны добровольно вернуться в состав Украины.
Первый вариант отпадает: как только Киев начнет серьезные боевые действия, Москва обвинит его в разрыве Минского мира и вновь окажет силовую поддержку сепаратистам. Конечно, вторжения танковых армий РФ с севера не будет, но вот вдарить ракетами по колоннам ВСУ, как в 2014, россияне могут запросто. И на Банковой это понимают, а потому не хотят повторения «Изваринского котла» - отсюда и нежелание главкома продолжать активные боевые действия.
Но и второй вариант будет невозможен, потому что с такими законами, да с такими обещаниями киевских политиков «на 10 лет лишить гражданских прав» (как минимум), Донецк и Луганск никогда не вернется в Украину добровольно. Вот и выходит, что закон «О реинтеграции», вокруг которого так ожесточенно скрещивали копья, это фикция, созданная лишь для видимости якобы решительной и бескомпромиссной позиции Банковой. Это часть того же балагана, что и размахивание в Брюсселе российскими паспортами. Ну, съездил, помахал, сказал десять раз что Россия – агрессор, ну и что, от этого что-то изменилось? Вот и закон «О реинтеграции» будет иметь такие же последствия. Хотя, повторим, немало экспертов считают, что авторы законопроекта рассчитывают его принятием перечеркнуть «предательские Минские соглашения».
Принуждение к…
Ряд украинских экспертов прокомментировали слова Авакова (и вторивших ему политиков) как начало избирательной компании «Народного Фронта». Учитывая, что глава МВД держит под своим крылом национал-радикалов («Азов», «ультрас»), он вполне заинтересован в получении поддержки как можно большего числа избирателей с правыми взглядами. Тем более, что для НФ, полностью оплошавшего со своими экономическими реформами, ставка на ура-патриотизм является чуть ли не последним шансом поднять свой почти нулевой рейтинг.
Заодно такие заявление – хороший способ напакостить и президенту Порошенко, отвечающего на внешнюю политику Украины, и даже США! Так, по мнению аналитиков, выпад Авакова был «мощным сигналом» Вашингтону, в качестве мести за уголовное дело против его сына, открытое НАБУ. Известно, что НАБУ контролируется Вашингтоном, известно также что сейчас США настаивают на реализации Минского мира - а значит, выступая против соглашений, Аваков выступил против Америки. И не просто выступил: ведь если у украинской «партии войны» появятся четкие лидеры и принципы, то Минские соглашения затрещат, как яичная скорлупа.
Что ж, разрушить Минский мир, и без того полудохлый, дело нехитрое. Намного сложнее было бы заключить другой, тем более учитывающий предложения Авакова и пожелания национал-патриотов. Напомним, что Минские соглашения – это продуманный компромисс. Донецк возвращается в Украину, но на условиях амнистии и временном «особом статусе», защищающем его от немедленного прибытия в город «поездов дружбы». А через несколько лет, глядишь, национал-радикалов в Украине укротят, да и внутренняя политика станет менее пронационалистической – тогда и причин для нового конфликта не будет.
Такой вариант полностью устраивает Европу, с ним согласилась Москва, с ним согласна Администрация Трампа, он устраивает и большинство украинцев. И что самое важное, этот сбалансированный вариант не может быть пересмотрен в пользу Киева или Донецка (и Москвы). Малейшее изменение баланса договоренностей в одну сторону вызовет категорическое неприятие другой. Вот почему Минские договоренности называют безальтернативными.
Но, как известно, всегда есть Баба Яга, которая против. В Украине это национал-патриоты и просто правые радикалы с кашей в голове, в Донецке это мечтающие присоединить его к России «рашисты», в России это своя «партия войны», желающая отрезать от Украины еще и Донбасс с Харьковом в придачу. А в США это радикальные противники России (в основном демократы), для которых её конфликт с Украиной является хорошей возможностью напакостить Кремлю. Ну да, куда ж в политике да без пакостей!
В данный момент сложилась ситуация, благоволящая выполнению Минского мира. Администрация Трампа заинтересована в скорейшей деэскалации отношений с Россией, а это возможно после реализации Минских соглашений, что закроет одну из двух больных тем по Украине (вторая – Крым). Такого же мнения придерживается и Германия (а значит и ЕС). У команды Путина четко прослеживаются намерения вернуть Донбасс (на условиях Минского мира), но сохранить за собою Крым.
А так как эта благоприятная ситуация не будет длиться вечно, то все стороны начали давить на Киев, подгоняя его к реализации Минских соглашений. Вот даже посол США в Украине вдруг заявила о необходимости возобновления пенсионных выплат для всех жителей ОРДИЛО (в том числе не перерегистрировавшихся на украинской территории), чем вызвала шквал яростных воплей ура-патриотов.
Что в этой ситуации могут сделать противники Минских соглашений? Вариант заключения новых, о чем заявил Аваков, практически невозможен. Для этого пришлось бы сначала изменить изначальный расклад – а это возможно только после нового витка широкомасштабных боевых действий, которые бы вынудили одну из сторон пойти на большие уступки. Вероятность же их начала в нынешней ситуации равна нулю. А значит, Минским соглашениям по-прежнему нет альтернативы.
Но если Минский мир нельзя денонсировать, можно хотя бы тормозить его реализацию, ожидая изменения ситуации на более благоприятную (перевыборы Трампа или смерти Путина). Вот какой метод доступен его противникам – и, похоже, именно этого они и добиваются. Причем, как нетрудно догадаться, в этом деле они становятся ситуативными союзниками Банковой, у которой есть свои (вышеупомянутые) причины бесконечно затягивать реализацию мирных соглашений. Но только ситуативными, и при этом продолжающими пакостить друг другу.
В этом ракурсе следует рассматривать и вопрос о возможном размещении в ОРДИЛО миротворцев ООН. Напомним, что сама идея возникла сначала как вариант разведения конфликтующих сторон третьей силой – что могло бы ускорить реализацию Минских соглашений (хотя в них никакие миротворцы не предусмотрены). Затем эту идею подхватили противники мира. В частности, с украинской стороны заявили, что миротворцы должны взять под контроль всю территорию ОРДИЛО – по сути, освободив её для украинских силовиков (а там уже миротворцы и не нужны, там уже в Донецк приедут Мосийчук и Ярош). В свою очередь со стороны Москвы появились намеки на то, что миротворцы должны быть российскими – что превратило бы ОРДИЛО во второе Приднестровье.
Как видим, вариант введения миротворцев – это единственная возможность пересмотреть Минские соглашения, ведь их в любом случае пришлось бы, как минимум, скорректировать. Неудивительно, что этим вопросом сейчас занимаются на самом высоком уровне (прямой диалог Москвы и Вашингтона), причем, увы, практически не спрашивая мнения Киева. И опять же, для противников Минских соглашений это хорошая возможность еще больше занять, заболтать и увести в сторону процесс их реализации.
Виктор Дяченко