Откровение армянского священника о Благодатном огне накануне Пасхи может быть следствием многолетних разногласий между несколькими церквями, которые проводят служения в Храме Гроба Господня в Иерусалиме.
Во время репортажа израильского телеканала "Хадашот 2" священник Самуил Агоян, представляющий армянскую патриархию в Храме Гроба Господня в Иерусалиме, заявил, что Благодатный огонь зажигают патриархи от масляной лампады.
На удивление репортера – разве огонь не снисходит в Храме Гроба Господня - он ответил, что господь совершает чудеса, но делает это не на потеху толпе. Разговор происходил в Кувуклии - часовне, где находится Священное ложе Спасителя.
Присутствующий коптский священник, представитель христианской церкви Египта, которая также имеет право проводить служения в храме, заявил, что это ложь и попросил выключить телекамеры. На это представитель армянской патриархии парировал, что копты никогда не присутствуют при снисхождении огня.
"Благодатный огонь" раздают в последнюю пятницу накануне православной Пасхи. Ритуал ежегодно привлекает в Храм Гроба Господня тысячи паломников восточно-христианских вероисповеданий. Согласно поверью, поддерживаемому православными церквами, чудесный, не обжигающий огонь "сходит с неба" в руки греческого патриарха, и тот, вместе с патриархом армянской церкви, раздает его собравшимся вокруг храма.
ПОЧЕМУ СВЯЩЕННИК РЕШИЛСЯ НА "ОТКРОВЕНИЕ"
Общие разногласия между представителями церквей
Одной из причин "откровения" армянского священника могут быть идеологические разногласиями между патриархиями. О том, как отличается мировоззрение церквей, можно проследить по реакции их представителей на слова армянского священника.
Служитель Иерусалимской Армянской патриархии архимандрит Гевонд заявил РИА Новости, что "мы никогда не объявляли, что огонь сходит с небес": "Да такие чудеса были, но они происходили всенародно". В РПЦ "откровение" назвали неприемлемым нарушением "молитвенного состояния" миллионов верующих перед Пасхой.
- Намерение скомпрометировать эту многовековую традицию неприемлемо и имеет своим косвенным результатом нарушение молитвенного состояния, - сказал представитель РПЦ Вахтанг Кипшидзе. Руководитель пресс-службы Патриарха Кирилла Александр Волков назвал слова армянского священника "частными и странными".
- Ко всему в нашем мире можно отнестись скептически, начать критиковать и находить аргументы против, но вот так выносить в публичную сферу вещи, которые могут смутить миллионы верующих людей, думаю, неправильно и не нужно. Частные и странные суждения священнослужителей Армянской церкви пусть остаются на их совести.
Сам Самуил Агоян, заявил, что не пытается разрушить веру людей в чудо, но сам не был свидетелем сошествия Благодатного огня, передает Russia Today.
- Я не выступаю против того, во что люди верят, но именно так мы и поступали. Если мы верим, что каждый год Благодатный огонь чудесным образом сходит с небес, почему бы не проводить церемонию перед кувуклией, чтобы чудо видели все? Тогда чудо не будет происходить для пары людей внутри, все смогут увидеть и поверить.
"Борьба" за Храм Гроба Господня
Другой причиной заявления может быть внутренняя борьба церквей, которые имеют право проводить служения в Храме Гроба Господня. Храм разделен между шестью конфессиями христианской церкви: греко-православной, католической, армянской, коптской, сирийской и эфиопской, каждой выделены свои приделы и часы для молитв.
С 18 века на втором ярусе фасада Храма стоит деревянная "неподвижная лестница". Она опирается на греко-православный карниз и подпирает армянское окно. Лестница стала символом раскола церквей и соблюдения Status Quo.
Любое внутреннее или внешнее изменение в зданиях имеет одобряться общим решением, достичь которого удается редко. Весной 2017-го удалось договориться о первой за 200 лет реставрации храма Гроба Господня. Накануне Пасхи каждая из церквей хочет провести там праздничную службу в удобное время.
Конфликты между церквями перерастают даже в драки. В 2008 году в Храме Гроба Господня в Иерусалиме произошла драка между армянскими и греческими монахами. Конфликт вспыхнул во время подготовки ежегодной церемонии открытия животворящего креста, на котором по преданию был распят Иисус Христос.
КПвУ