На следующей неделе Кабмин должен представить технический план наполнения так называемого Нового европейского инвестиционного плана – "Плана Маршалла для Украины" авторства бывшего премьера Литвы Андрюса Кубилюса.
В подготовке документа участвуют все профильные министерства и, как удалось узнать "Сегодня", он будет предусматривать инвестиции в инфраструктуру, региональные проекты и малый и средний бизнес. Этот технический план еще доработают до саммита Восточного партнерства, который пройдет 24 ноября в Брюсселе, где его официально и презентуют. Задача максимум для украинских и литовских политиков – добиться, чтобы лидеры стран ЕС на очередном саммите дали Еврокомиссии и Европейскому инвестиционному банку мандат на имплементацию Нового европейского плана для Украины. Но, по словам европарламентариев, с деньгами в ЕС не все так радужно. После Brexit ежегодно в бюджет ЕС будет приходить приблизительно на 20 млрд евроменьше. Плюс, по словам экспертов, инвестиции на уровне 5 млрд евро в год, как предусмотрено Новым европейским планом, это не так уж и много. По некоторым подсчетам, чтобы до 2025 года удвоить ВВП, Украине нужно $617 млрд.
Маленькие победы Украины. На прошлой неделе первый вице-премьер Степан Кубив громко заявил, что уже к 23 сентября правительство подготовит конкретные предложения по наполнению Нового европейского инвестиционного плана, подготовленного Литвой, а финальный проект представят на саммите Восточного партнерства. "В перспективе этот "План Маршалла" рассчитан на 10 лет. Мы говорим о не менее 5 млрд евро в год, и мы говорим об очень важном аспекте – росте экономики на 6-8%", – заявил Кубив.
За основу наши литовские друзья брали расчеты экс-министра финансов Украины Наталки Яресько и шведского экономиста, старшего научного сотрудника Atlantic Council Андерса Аслунда. По их мнению, украинская экономика нуждается в $4-5 млрд ежегодных вливаний, чтобы выбраться из долговой ямы и выйти на экономический рост.
В интервью сайту "Сегодня" Андрюс Кубилюс рассказывал, что впервые свой "План Маршалла для Украины" они презентовали в марте в Брюсселе на заседании межпарламентской ассамблеи Украина-Польша-Литва. За полгода литовские и украинские парламентарии успели побывать с ним в Вашингтоне, Берлине, Брюсселе и Лондоне, а на уровне правительства и парламента Литвы была создана совместная рабочая группа по продвижению Нового инвестиционного плана. Уже даже назначили главу этой группы – Рамунаса Станиониса из литовского МИДа, которого в своих кругах называют "мистер Маршалл".
"Мы должны добиться, чтобы ЕС на саммите глав государств принял решение и дал мандат Еврокомиссии разработать официальный документ инвестиционной помощи Украине. Есть три направления, какие проекты могут финансироваться. Во-первых, инфраструктурные проекты. Дороги и т.д. Во-вторых, помощь для малого и среднего бизнеса. Это и гранты, самые разные гарантии, более дешевые кредиты. И, в третьих, муниципальные и региональные проекты – децентрализация", – сказал "Сегодня" Андрюс Кубилюс.
Глава парламентского комитета по иностранным делам Анна Гопко рассказала "Сегодня", что у нас уже есть маленькая победа: в предварительном тексте резолюции саммита Восточного партнерства, который подготовил комитет по иностранным делам Европарламента, есть упоминание о "Плане Маршалла для Украины". "Вот драфт резолюции (показывает журналисту "Сегодня" Анна Гопко – Авт.), который рассматривается в комитете по иностранным делам Европарламента. И тут написано: "Имплементация Нового европейского инвестиционного плана для Украины и других стран-членов программы Восточного партнерства…". Здесь же еще написано: "Еврокомиссия совместно с Европейским инвестиционным банком…". То есть этим они уже фактически дают поручение Еврокомиссии прорабатывать механизмы имплементации Нового европейского инвестиционного плана для Украины", – рассказала "Сегодня" Анна Гопко.
Но это, по словам польского европарламентария Майкла Бони, лишь рекомендации. Обсуждать инвестиционный план помощи Украине нужно с теми, кто действительно принимает решения, планирует и составляет бюджеты ЕС. "Я не видел никакой публичной информации о том, чтобы такой план обсуждался со странами-членами ЕС и их правительствами. А пару месяцев назад я предлагал пойти в комитет по вопросам бюджета, потому что именно они разрабатывают ежегодные финансовые сметы ЕС. Именно они решают, куда и сколько денег выделять. Не знаю, ходили ли туда литовские и украинские коллеги, потому что мне из бюджетного комитета ничего не ответили, начали ли они разработку такого плана для Украины", – рассказал "Сегодня" Майкл Бони, который участвовал в заседании межпарламентской ассамблеи Украина-Польша-Литва в марте в Брюсселе.
Кто готов вложиться и сколько на самом деле нужно? По словам Кубива, деньгина реализацию инвестиционного плана для Украины совместно с Литвой планируют привлечь от пула международных партнеров и инвесторов, среди которых – ЕС, США, Канада, Япония, Европейский инвестиционный банк, финансовые институты Литвы и другие организации. "В феврале-марте следующего года намечается конференция доноров (предположительно в Брюсселе – Авт.), которые могут поучаствовать в реализации этого "плана Маршалла", – заявил Кубив.
В идеале, нужно создать украинский инвестиционный фонд, который бы управлялся Украиной совместно с иностранными партнерами. Но, к примеру, в Канаде ни сном, ни духом о наполеоновских планах Литвы и Украины. В беседе с "Сегодня" посол Канады в Украине Роман Ващук сказал, что к ним с какими-то конкретными планами не обращались. "Западные страны уже сложили разные пакеты поддержки Украины, возможно, они будут переформатироваться. Важно поменять правила игры в Украине так, чтобы те огромнейшие украинские ресурсы, которые лежат по матрасам, внутренним и внешним офшорам, могли быть задействованы. Это, как по мне, был бы наиболее успешный план для Украины", – сказал "Сегодня" Роман Ващук.
Да и в ЕС, по словам европарламентария Майкла Бони, свободных денег не так-то много. Из-за Brexit ежегодно в бюджет Евросоюза будет приходить на 20 млрд евро меньше. Более того, по мнению экономистов, 5 млрд евро в год, о которых идет речь в "Плане Маршалла для Украины" (или 50 млрд евро на 10 лет), – капля в море. "По данным Мирового банка удельный вес инвестиций в основной капитал в Украине за 2015 год – 13% от ВВП (это последние данные, которые есть). В то время как средний показатель по миру – 23%, на десять пунктов больше", – сказал Сергей Кораблин, замдиректора Института экономики и прогнозирования НАН Украины.
По подсчетам Института общественно-экономических исследований, чтобы удвоить украинский ВВП нужно около $600 млрд на 10 лет (или около $15 тыс на человека). При этом, по словам главы правления Института Анатолия Максюты, Украине не нужны новые кредиты, так как наша экономика не в состоянии их возвращать, создается финансовая пирамида: мы берем деньги и возвращаем их за счет новых кредитов.
*Данные Института общественно-экономических исследований, представленные в Украинском кризисном медиа-центре в ходе Smart Talk "План Украины, а не Маршалла"
"В итоге это заканчивается дефолтом, реструктуризацией долгов или еще чем-то. Нам нужны инвестиции в основной капитал. Сколько нам нужно инвестиций? По нашим подсчетам, чтобы удвоить ВВП, нам нужно $600 млрд на 10 лет, $50-60 млрд в год. Это достаточно большая цифра, которой все удивляются. Но уже сегодня экономика генерирует где-то $13-15 млрд капитальных инвестиций. И мы должны понимать, что это не чисто иностранные инвестиции. Сегодня инвестиции иностранных инвесторов составляют 3% от общего объема капитальных инвестиций. А здесь мы говорим и о том, что экономика сама сгенерирует", – сказал глава правления Института общественно-экономических исследований Анатолий Максюта.
По его словам, они также наработали рекомендации по самым приоритетным и привлекательным для инвестиций отраслям украинской экономики. Так, по данным Института, для роста реального ВВП на уровне 6-7% ежегодно, предлагается вкладывать в первую очередь в компьютерное программирование, производство электрического оборудования, других транспортных средств и машин. На втором месте – производство основных фармпродуктов, научные исследования и разработки, производство компьютеров и теллекомуникации.
*Данные Института общественно-экономических исследований, "Политика экономического прагматизма" Загрузка...