Долгие годы Украина пребывает в уникальном состоянии автомобильной неполноценности. С одной стороны, рядом с нами расположен один из самых крупных мировых рынков подержанных автомобилей и производства новых, а с другой, цены на автомобили в нашей стране значительно превышают соседние страны.
Например, новые европейские автомобили в Киеве минимум на 10% дороже, чем в Москве. И кто при этом идет в Европу? Долгие годы примитивное политическое лоббирование создавало уникальные возможности для заработка местных барыг на отечественных автолюбителях – "козлевичах". Украинский авторынок пичкали очередными моделями "антилопа гну", собранными из подручных китайских узлов на нескольких заводах, которыми опекались любители бизнеса местного разлива, хотя сами при этом предпочитали изделия явно не отечественного автопрома. И пока терпеливые украинцы "ударяли" по бездорожью хлипкой ходовой своих украино-китайцев, на счетах нескольких ФПГ регулярно добавлялись все новые и новые нули.
Что значит жить рядом с большим рынком подержанных автомобилей, в полной мере ощутили поляки, чехи, венгры, болгары, румыны и все те, кто на деле, а не на предвыборных "бигмордах" присоединился к дружной семье вольных европейских народов. Сейчас в этих странах на вполне сносных авто ездят и студенты, и пенсионеры. И никаких страшилок в виде захламления территории грудой "убитых" автомобилей там не произошло. В этом плане Украина действительно уникальная страна. Ведь у нас есть "легенькая" промышленность, но при этом в страну тоннами завозят секонд-хенд, в котором ходит уже большая часть населения. Отечественные предприятия вынуждены сокращать производственные мощности или искать сложные пути на внешние рынки сбыта. Зато у нас в стране почти нет автомобилестроения (легкового), за исключением одного завода, который уже давно не радует нас своими новыми моделями. Но зато практически полностью заблокирован автомобильный "секонд". А все потому, что отечественные нувориши, которых даже в состоянии изрядного подпития нельзя назвать бизнесменами, совершенно не умеют управлять сложными производствами и работать на "тонких" рынках. Одно дело прикручивать колеса и набивать свой торговый знак на радиатор автомобиля, а другое – управлять производством товаров с высоким уровнем добавочной стоимости.
Но как показывает практика и телевизионная франшиза "Парк юрского периода", "жизнь всегда найдет свой путь": только в кино это делают динозавры, а у нас "перекупы", которые буквально наводнили страну машинами на литовских и польских номерах. Хотя знающие люди говорят уже и о грузинских номерных знаках. В результате, государство получило совершенно неуправляемую массу автомобилей, собственники которых практически ничего не платят в бюджет. Кроме того, ситуация является угрожающей и в плане контроля за безопасностью дорожного движения. Ведь водителей автомобилей на таких номерах практически невозможно привлечь к ответственности.
Именно поэтому в обществе созрел запрос на узаконивание всей той массы машин, которые попали в Украину, воспользовавшись лазейками в действующем законодательстве. Два законопроекта по данному вопросу подготовила народный депутат Нина Южанина. Речь идет о законопроектах №8487 и №8488.
Один из них устанавливает сниженные ставки акцизного сбора, начисляемого на ввозимые автомобили. Как известно, до 16 мая 2008 года, то есть до момента вступления Украины в ВТО, ввоз автомобилей старше 8 лет был запрещен. После вступления Украины в указанную международную организацию запрет отменили, но ввели такие сборы, которые делали ввоз невозможным, если у тебя, конечно, не было "окна" на таможне. Затем были применены иезуитские ограничения на ввоз автомобилей, не отвечающих стандартам Евро-3 – Евро-5. То, что при этом на дорогах ездили тысячи машин советского производства, экологические нормы которых соответствовали стандартам выхлопа мартеновской трубы, никого особо не беспокоило. На данный момент таким "заградотрядом" для импорта подержанных автомобилей являются специальные акцизы. Так, ставка акцизного сбора для авто с мощностью двигателя до 1500 куб. см составляет до 100 евро, при мощности 1500-3000 куб. см – в 5-11 раз выше, а если двигатель свыше 3000 куб. см – то в 100-150 раз больше. Для подержанных авто существуют специальные повышающие коэффициенты, которые увеличивают акциз в 7-20 раз (не старше 5 лет) и в 10-28 раз для авто возрастом свыше пяти лет.
В 2016 году для легковушек, произведенных после 2010 года и отвечающих стандартам Евро-5, ставки акцизного сбора были приравнены к платежам, взимаемым с новых автомобилей. Вследствие этого, в прошлом году в Украину было ввезено почти 71 тысяча авто по данной льготной схеме, а бюджет пополнен на 5,4 млрд грн платежей. Что касается новых машин, то их в 2017-м завезли в количестве 80,6 тысяч штук (сумма платежей в бюджет – 15,8 млрд грн).
В то же время в Украину было завезено и значительное количество автомобилей с использованием так называемого временного режима пребывания. Их владельцы практически ничего не заплатили в бюджет, но сама проблема уже давно приобрела системный характер и одними штрафами ее не решить.
В пояснительной записке к одному из указанных выше законопроектов приводятся следующие данные:
1) в режиме таможенного транзита было ввезено:
2) в режиме таможенного временного ввоза:
То, что проблему не решить штрафами, подтверждают следующие цифры: ГФС были выписаны штрафы за нарушения порядка перемещения автомобилей на сумму 324 млн грн (2017-й год), а уплачено лишь 56 млн грн.
По состоянию на 1 мая 2018 г., 315 тысяч автомобилей, завезенных по транзитной и временной схеме, до сих пор не покинули территорию нашей страны, из них 125 тысяч – нарушили установленные сроки. А всего с 1 января 2016 года на территорию Украины въехало более 2 млн транспортных средств по указанным выше правилам. Кстати, полис страхования был приобретен лишь 198 тысячами их собственников (на 1 мая 2018 г. по данным Моторного страхового бюро). По информации полиции, в прошлом году было совершено 10 тысяч ДТП с участием автомобилей с иностранной регистрацией, или 9% от общего числа.
Для исправления ситуации законодатели предлагают кардинально поменять методику расчета суммы акциза. Будут установлены лишь две базовые ставки: для авто с бензиновым двигателем объемом 1000 куб. см – 50 евро; для дизельных такой же мощности – 75 евро за единицу. Что касается других автомобилей, то для них акциз будет определяться по специальной таблице, где для каждого разряда установлены свои ставки. Сам разряд – это результат деления объема двигателя в каждом конкретном случае на 1000.
Например, для бензиновых двигателей разряды определены следующим образом:
По мнению депутатов, данная "матрица" будет способствовать легальному завозу подержанных легковых автомобилей в Украину. Ведь ставки будут снижены, а экологические ограничения отменены. Ну а кто не захочет платить, тот рискует столкнуться с усиленным режимом штрафов. За нарушения сроков пребывания придется заплатить 8,5 тыс. грн, за повторное нарушение – вдвое больше. За передачу автомобиля третьим лицам или разукомплектацию – 34 тысячи. Кроме того, "просто так" можно будет ввезти лишь одно авто. Следующие же лишь при наличии финансовой гарантии.
Действенность этих мер вызывает определенные сомнения. Ведь кроме акциза при импорте автомобиля нужно будет заплатить еще ряд других налогов и сборов: ввозную пошлину в размере 10% от таможенной стоимости транспортного средства (для авто из стран ЕС – 7,3%), а также НДС в размере 20% от цены, указанной в таможенной декларации, при чем в базу расчета налога будет включен и акциз, и пошлина, что значительно увеличит сумму к уплате.
Для того, чтобы украинцы действительно почувствовали близость к Европе и выиграли от своего удачного географического положения, хотя бы в плане возможности купить подержанные авто, налоговая система, применяемая ныне, должна быть существенно упрощена. Акциз должен быть просто отменен, как это в свое время сделали относительно ценных бумаг. Акцизная природа этого вида товара с точки зрения фискальной теории весьма сомнительна.
Таможенные пошлины для автомобилей из ЕС и налог на добавленную стоимость должны быть заменены единым налогом в размере 10% от стоимости, указанной в счете-фактуре или иных документах, подтверждающих покупку. И никакой привязки к объему двигателя, ведь состояние автомобиля и его рыночная стоимость определяются целым набором относительных и количественных факторов и "убитая бэха" с большим объемом может в действительности стоить намного дешевле, чем почти "нулевая" по пробегу, а не по возрасту, малолитражка.
При применении упрощенной схемы налогообложения растаможка вполне приличной иномарки ценой в 10 тысяч евро обошлась бы владельцу в 1000 евро, а "студенческая" легковушка ценой в 5000 – всего в пять сотен. В таком случае, можно было бы говорить не только о наполнении бюджета и обеспечении безопасности на дорогах, но и о достижении некоего баланса социальной справедливости. Но это пока лишь наши фантазии. К сожалению, депутаты еще не готовы к таким пряникам для горячо любимого народа.
По старой привычке, они пытаются одной рукой дать послабление, а другой затянуть "галстук" потуже на народной шее, которая стала уже почти страусиной. Желающих упростить и снизить в этом парламенте, к сожалению, нет. А значит, поток нелегальных машин будет напоминать полноводную реку, а увеличенные штрафы лишь обогатят людей в погонах. Ведь как показывает практика, заставить украинца платить "несправедливые" налоги практически невозможно. Даже стимулируя его сниженными акцизами и наказывая высокими штрафами. Он скорее станет платить мзду "куму в органах".
Доказано историей тысяч "таможенных семей" и динамикой наполнения бюджета за последние 25 лет.
Алексей Кущ