Молниеносная "бархатная революция" в Армении хотя и отправила в отставку действующего премьера Сержа Саргсяна, но столкнулась с новыми препятствиями. Крови удалось избежать, Саргсян в отставку ушел, но сохранил свое влияние в стране. Парламентское большинство в лице Республиканской партии остается за ним, а кроме этого, на ключевых государственных постах остаются его люди, которых он расставлял за десять лет своего президентского срока. И как результат, намеченные на среду переговоры между лидером оппозиции Николом Пашиняном и исполняющим обязанности премьер министра Кареном Карапетяном о дальнейшем урегулировании ситуации в стране были сорваны.
Кто станет новым премьером, а значит и главой страны
Карапетян сообщил, что Пашинян в одностороннем порядке выдвинул новые требования, в частности, по формату, повестке и методу освещения встречи. "С его стороны предложен список участвующих с нашей стороны лиц, а также заявлено, что переговоры будут вестись исключительно по его повестке. Это не переговоры", – заявил он.
Это было сделано после того, как Никол Пашинян заявил о том, что не допустит проведения в стране внеочередных парламентских выборов в условиях, пока правительство возглавляет представитель правящей Республиканской партии. И сказал о своей готовности занять пост премьер-министра Армении.
"На пост премьера должен быть назначен кандидат народа, после этого должно быть сформировано временное правительство, а уже после этого могут быть проведены внеочередные парламентские выборы", – заявил Пашинян.
А после этого, армянская оппозиция возобновила акции протеста и опять приступил к блокирования государственных органов власти в стране. Утром в среду, 25 апреля, по призыву лидера оппозиционного движения, депутата парламента Армении Никола Пашиняна возобновились акции протеста против действующей власти.
Также крупнейшая в Армении оппозиционная политическая сила – партия Процветающая Армения – призвала своих сторонников выйти на улицы и присоединиться к протестному движению.
Исполняющий обязанности министра спорта и молодежи Армении Грачья Ростомян по призыву этой партии подал в отставку и присоединился к протестам. "Своих коллег по Республиканской партии Армении (РПА) и АРФ (Армянской революционной федерации) Дашнакцутюн призываю без раздумий присоединиться к народу и подчиниться его требованиям. На данный момент нет ничего важнее, нежели поиск мирного выхода из ситуации для страны. По моему глубокому убеждению, этот выход на площади, рядом с народом", - заявил министр.
В последний момент стало известно, что правящая в стране Республиканская партия Армении готова пойти на переговоры с оппозицией.
"К переговорам всегда готовы", - заявил в среду глава парламентской фракции РПА Ваграм Багдасарян. Отвечая на вопрос, поддержит ли фракция выдвижение кандидатуры и. о. главы правительства Карена Карапетяна на пост премьера, Багдасарян сказал: "Обсудим, поговорим. Мы работаем за прогресс нашей страны. Все вопросы надо решать конституционным путем".
Россия уже выбрала кого будет поддерживать
Ключевое влияние на процесс назначения нового премьера может оказать естественный союзник Армении – Россия. "Пашинян заявил, что Армения не сможет выжить без российской поддержки. "У Армении не такая большая армия, увы, чтобы должным образом защищать все наши границы, - сказал он, - и эту политическую реалию следует учитывать любому армянскому правительству. Другие относятся к Москве менее доверчиво и говорят, что Россия, возможно, предпочтет Карапетяна", - пишет издание The Washington Post.
В Кремле пока дипломатично заявили, что надеются на достижения согласия между властью и оппозицией. "Надеемся, что наши армянские друзья смогут урегулировать конфликт и выйти на устойчивую конструкцию и консенсусное решение", - заявил пресс-секретарь Путина Дмитрий Песков.
Западная пресса
Sueddeutshe Zeitung
Перезагрузка станет для Армении тяжелой. Особенно щекотливым вопросом являются отношения с Россией. Политиков, которые не дискредитировали себя в старой системе, мало. Содержательно дискуссия вряд ли заходит дальше пустых фраз о необходимости положить конец коррупции. Свобода действий ограничена. В Ереване никто не видит альтернативы балансированию между Россией и Западом. С точки зрения политики безопасности в обозримом будущем нельзя представить, как Армения сможет избавиться от зависимости от Москвы.
Le Monde
Армянский руководитель часто подвергался критике за то, что он заимствует кремлевскую модель по передаче полномочий президента премьер-министру. События в Армении пришлись очень не вовремя для Москвы: на днях, 7 мая, пройдет официальная инаугурация главы российского государства на новый шестилетний срок.
The Christian Science Monitor
Саргсян ушел, его партия пока остается у власти. Однако энергия перемен в менталитете армян, отбросивших страх, выбила опоры из-под режима. Возможно, людям не откажут в свободе после того, как они восстали, чтобы жить в правде.
Neue Z?rcher Zeitung
Довольствуются ли демонстранты уходом нелюбимого президента, который за 10 лет правления раздал рычаги управления в политике и экономике своим верным друзьям, покажет время. Однако в вопросах экономического кризиса, высокой безработицы и отсутствия перспектив для воодушевленной и амбициозной армянской молодежи быстро ничего не изменится. К тому же оппозиция, призывавшая выходить на улицы, не имеет в парламенте ничего близкого к большинству. На выборах, которые прошли год назад и были отмечены обвинениями в манипуляциях в пользу республиканцев Саргсяна, оппозиционный блок Пашиняна "Елк" ("Выход") получил только 7%".
Foreign Policy
Мы не должны ожидать, что это будет иметь геополитические последствия за пределами Армении, и не должны усматривать в этом ни признак уменьшения российского влияния, ни повод для возможного российского вмешательства. Падение Саргсяна не связано с геополитикой. Самое большее, это признак того, что постсоветские режимы не такие прочные, какими кажутся на расстоянии, и что старые режимы региона вполне могут распасться мирно, без какого-либо толчка извне.
The Wall Street Journal
Для Москвы важнее то, что на акциях протеста избегали оспаривания геополитического курса Армении, глубоко укорененной в сфере влияния России. Россия, в свою очередь, среагировала с необычной сдержанностью на смену власти в регионе, который она считает стратегическим "задним двором". Россия и связанный с Россией бизнес контролируют значительную часть армянской экономики, и отставка Саргсяна вряд ли приведет к крупным изменениям курса.