Международный валютный фонд обеспокоился реакцией Верховной Рады на проекты налоговой реформы и госбюджета на 2016 год. В фонде сообщили, что дискуссия, которая произошла в украинском парламенте, фактически отвергла предложения Кабмина по новому Налоговому кодексу и госбюджету.
По мнению представителей МВФ, это неприемлемо, поскольку от принятия Верховной Радой правительственных документов, от условий структурных реформ, которые поддерживает проект госбюджета Министерства финансов, зависит завершение программы расширенного сотрудничества Украины и МВФ.
Напомним, спикер парламента Владимир Гройсман планировал 23 декабря принять все законопроекты, которые касаются бюджетных вопросов, а 24 декабря — сам проект бюджета. Насколько реалистичны эти планы, в эфире радиостанции Голос Столицы пояснила эксперт по вопросам бюджетной политики Людмила Супрун.
Как вы относитесь к этому проекту бюджета, который сейчас готовят? Существуют ли в нем проблемные места?
― Безусловно. Я являюсь одним из авторов Бюджетного кодекса, поэтому досконально владею вопросами, связанными с подготовкой бюджета. Я считаю, что в таком виде принимать бюджет невозможно, это бюджет манипуляций, это бюджет, который стимулирует коррупцию, как и изменения, которые предлагается внести в Налоговый кодекс.
Какие проблемные места в бюджете можно выделить?
― Во-первых, он сделан на так называемом реформированном Налоговом кодексе. Если говорить кратко, чтобы было понятно всем гражданам Украины, то этот Налоговый кодекс снимает последние деньги с граждан, то есть увеличивает налоги для простых людей, частично снижает налоги для крупных работодателей, позволяет им при нарушениях, выявленных при уплате налогов, договариваться с налоговой администрацией об уплате налогов — это вообще нонсенс! У нас такой коррупционной нормы не было ни в одном кодексе. И сейчас предлагается защищать интересы только двух категорий — это те финансовые учреждения, которые финансировали когда-либо Украину. Им учтено погашение всех долгов, при этом, например, решения Европейского суда, на основании которых Украина обязана выплатить своим гражданам денежные ресурсы, задолженность в размере 7,8 миллиарда, вообще не учитывается, её предлагается рассрочить на семь лет. На месте депутатского корпуса и секунды раздумий не было бы отправить министра финансов за непрофессиональную, абсолютно полную профанацию бюджета, неподготовленность, кулуарность.
Но ведь тогда принятие бюджета снова будет отсрочено?
― Есть первые заместители, есть заместители, есть кому справиться с этим бюджетом, но нужно немедленно отправить в отставку главного идеолога, который пытается именно такую позицию лоббировать. И еще один важный момент: декларация о том, что нужно дать возможность людям на местах работать, остается лишь декларацией. На 2016 год предусмотрено на 30% меньше доходной базы местных бюджетов, чем сегодня. В Украине идут военные действия, огромное количество людей страдает физически, люди лишаются ног, рук, глаз, но при этом Минфин предусмотрел такой же объем финансирования на протезирование, как и десять лет назад. Некоторые военные структуры вообще не профинансированы.
Какие могут быть последствия непринятия этого бюджета?
― Если по какой-то причине не принимается бюджет, действует предыдущий. А разница между бюджетом 2015 года и 2016 года в цифрах составляет всего несколько десятков миллионов. В масштабах почти 550 миллиардов гривен несколько десятков миллионов — это уровень погрешности. Но бюджет 2015 года сформирован на понятной налоговой базе, а бюджет 2016 года — на безобразной налоговой базе. И распределение денежных ресурсов тоже безобразное. Что касается "внешних угроз", то это абсолютно четкая манипуляция, которую устроила лично министр финансов, общающаяся с послами. Если бы послы "Большой семерки", которые подписали обращение к депутатскому корпусу принять бюджет, уделили внимание тексту или хотя бы аналитике, которая сделана профессионалами, они бы поняли, в какую яму их втягивает Минфин, потому что Налоговый кодекс, на основе которого построен бюджет, является крайне непрофессиональным, его применять невозможно, он создает огромное количество коллизий юридического характера, он увеличивает налогообложение для граждан, он будет увеличивать напряжение внутри страны, поэтому сейчас министр финансов лично ответственна за манипуляцию, которую она проводит с послами и представителями стран.
Есть аргументы от Максима Бурбака, главы фракции "Народного фронта". Он заявляет, что если мы будем жить по принципу 1/12 от 2015 года, то тогда будет провалена реформа децентрализации.
― У Минфина есть специальный раздел и деньги в большом объеме, которые позволят эту проблему элементарно отрегулировать. Но если будет принят бюджет, я это лично говорю Бурбаку, тогда местные советы получат на 40% меньше денег. Поэтому из двух зол надо выбирать меньшее.
К слову, эксперт гражданской инициативы "Реанимационный пакет реформ" Владимир Дубровский заявил в эфире радиостанции Голос Столицы, что облагать налогом использование рабочей силы неправильно, поэтому политикам стоит задуматься над полной отменой ЕСВ.
Ранее председатель всеукраинской общественной организации "Союз защиты предпринимательства" Сергей Доротич заявлял, что ГФС — это "змеиное гнездо в нашей государственной машине".