Действие закона распространяется на долги заемщиков перед украинскими банками, прекратившими работу в Крыму после его присоединения к России.
Согласно документу, требовать долги от заемщиков в Крыму смогут только российские кредитные организации и юрлица, представившие доказательства приобретения прав требования по соответствующим кредитным договорам либо права требовать погашения задолженности, возникшей из таких договоров. Коллекторы обязаны раскрыть информацию о контролирующих лицах и деловой репутации своих руководителей и их заместителей.
Закон запрещает лицам, имеющим право требовать погашения задолженности, применять в отношении заемщика физическую силу; уничтожать или портить его имущество либо угрожать этим; а также использовать выражения и совершать действия, унижающие честь и достоинство заемщика и иных лиц.
Размер задолженности заемщиков определяется по состоянию на 18 марта 2014 года за вычетом средств, уплаченных после этой даты.
Платежи по погашению задолженности будут осуществляться только в рублях с использованием отдельного банковского счета Фонда защиты вкладчиков, созданного Агентством по страхованию вкладов (АСВ). Если кредит выдавался в гривнах или иной валюте, долг будет выплачиваться в рублях по курсу соответствующей валюты на 18 марта 2014 года.
Закон также определяет порядок получения заемщиком документального подтверждения снятия обременения с имущества, заложенного в обеспечение обязательств по кредиту.
Документ предусматривает обязательную досудебную процедуру урегулирования спора между заемщиками и лицами, имеющими право требовать погашения задолженности. Такие лица обязаны сначала обратиться с заявлением об урегулировании разногласий в Фонд защиты вкладчиков. Напрямую обратится в суд, минуя подачу заявления в фонд, такое лицо сможет только с письменного согласия заемщика.
Любая из сторон спора, не согласная с решением фонда, будет вправе обратиться в суд с иском о том же предмете и по тем же основаниям, предварительно проинформировав об этом фонд.
Заемщик, в свою очередь, вправе обратиться в фонд с письменной просьбой о предоставлении рассрочки погашения задолженности или ее реструктуризации. Рассрочка может быть предоставлена на срок не более 24 месяцев. Заемщики также имеют право требовать в суде пересмотра прежних решений судов о взыскании долгов по кредиту, принятых в период после 18 марта 2014 года и до даты вступления закона в силу.
Ранее из закона были исключены нормы о введении административных штрафов для лиц, требующих от крымских заемщиков погашения долгов, не имея на это права. Штраф для должностных лиц предполагался в размере от 10 до 20 тысяч рублей, для юридических лиц — от 40 до 50 тысяч рублей. Аналогичная поправка во вторник была поддержана Госдумой при рассмотрении во втором чтении другого законопроекта — об административной ответственности для диггеров. Таким образом, нормы о штрафах за незаконное требование погашения задолженности крымчан перед украинскими банками перенесены из одного законопроекта в другой.
В третьем чтении законопроект об ответственности для диггеров будет рассмотрен 23 декабря.
Глава комитета Госдумы по финрынку Николай Гончар ранее пояснял, что долговые обязательства крымчан перед украинскими банками сейчас активно продаются и покупаются резидентами РФ.
В Крыму, по его словам, появляются люди, которые начинают "буквально вымогать" деньги у заемщиков-крымчан, причем делают это "предельно агрессивно и соответствующим образом афишируя свою принадлежность к законодательству РФ и к тому, что они представители московских банков". По данным депутата, дисконт, с которым приобретаются такие обязательства, достигает 50%, 70%, а то и 90%.
Гончар считает, что этому нужно немедленно положить конец. Для этого, по его словам, "во взаимоотношениях между теми, кто должен, и теми, кто вымогает у них средства, должна встать российская организация, а именно — Фонд защиты вкладчиков". Все расчеты по погашению долгов перед украинскими банками должны осуществляться через фонд, тогда "станет бессмысленно названивать по ночам" жителям Крыма и требовать с них что-то, уверен глава думского комитета.
Согласно публикациям в крымских СМИ, одной из организаций, которая скупает долги крымчан, является АО "Фондовый Конверс-Центр" (ФКЦ). Эта компания с уставным фондом в 150 тысяч рублей, созданная в Москве в 1996 году, начала свою деятельность в Крыму в декабре 2014 года. ФКЦ заверяет, что работают только с теми банками, к которым Фонд защиты вкладчиков не имеет претензий.
Компания выкупила кредитный портфель порядка 27 тысяч заемщиков украинских "дочек" Сбербанка России и Альфа-банка на общую сумму около 2 миллиардов рублей.
Крымские власти сначала предложили ввести мораторий на взыскание долгов крымчан по кредитам в украинских банках. Впоследствии глава Крыма Сергей Аксенов сообщил, что по поручению президента России должен быть определен уполномоченный орган, который будет заниматься взысканием с крымчан долгов по таким кредитам.
Сам глава Крыма считает, что процедура возврата долгов крымчан должна быть справедливой, без принудительных механизмов, поскольку кредитные договора с украинскими банками "расторгнуты не по вине людей".
Задолженность по кредитам перед украинскими банками, по информации крымских властей имеют около 350 тысяч крымчан. А по данным Независимой ассоциации банков Украины, на 1 февраля 2014 года украинские банки предоставили заемщикам Крыма кредиты на сумму 16,6 миллиарда гривен, что составляло 1,8% их общего кредитного портфеля.
В пересчете на рубли, исходя из курса ЦБ РФ на эту дату (4,1856 рубля за гривну), это соответствовало 69,48 миллиарда рублей. В пересчете на 18 марта 2014 года (3,7784 рубля за гривну) сумма долгов крымчан составляла 62,77 миллиардов рублей, а на 19 декабря 2015 года (3,03496 рубля за гривну) — 50,38 миллиарда рублей.
Исходя из этого, возврат задолженности по нынешнему курсу позволил бы снизить долговую нагрузку на крымчан, но при этом уменьшил бы и прибыль лиц, выкупивших права требования по таким долгам.