«Укрпочта» реформирует – газетчики и жители сел бьют тревогу

14.08.2018 15:18   Елена Степницкая
«Укрпочта» реформирует – газетчики и жители сел бьют тревогу

Сокращение почтовых отделений в селах составляет гораздо более глобальную проблему, чем кажется на первый взгляд. Утрата подписки может просто «убить» районные издания, а в отдельных населенных пунктах газеты является чуть ли не единственным источником украинской информации
Пилотный проект «Укрпочты» о введении в небольших селах передвижных отделений вместо стационарных наделал немало шума на Черниговщине. Люди возмущены тем, что не могут вовремя получить не только газеты, которые выписывают, но даже пенсии и социальные выплаты. Говорят, всему виной реформа. Впрочем «Укрпочту» это не останавливает. Вскоре проект начнут запускать и в других областях Украины. Интернет-издание UA1 решило рассмотреть плюсы и минусы этого «покращення».
Черниговская область первой почувствовала на себе реформу «Укрпочты». Суть ее в следующем: в маленьких селах, где население не превышает 2 тысячи человек, будут закрыты стационарные отделения «Укрпочты». Вместо них будут функционировать передвижные отделения, представляющие собой обычный автомобиль с тремя сотрудниками – руководителем отделения, водителем и почтальоном. По замыслу «Укрпочты», автомобиль с работниками должен появляться еженедельно по определенному графику в каждом из отведенных ему населенных пунктов. Но как это работает на самом деле?
Люди ссорятся, матерятся и плачут
Село Дебривне Черниговской области находится в нескольких десятках километров от белорусской и российской границ. С самого утра пятницы, часов с восьми, у почтового отделения собралась очередь в ожидании анонсированного им ранее передвижного отделения. «Чужие почтальоны», как их прозвали жители села, должны привезти корреспонденцию, а также принять у людей платежки. Но после трех часов ожидания отчаявшиеся люди разошлись.
Почтальон Анна Сорока, единственная сотрудница стационарного отделения, безуспешно пытается дозвониться до новых почтальонов.
Она рассказывает, что люди возмущены, потому что не знают, когда ждать свои газеты и пенсии, и привезут ли их вообще. Сама же почтальон будет работать до 3 сентября. Тогда ее уволят. Зато предлагают работу… в 40 километрах от ее родного села.
«Никому не нравится. Все привыкли, знают, что к ним всегда вовремя придет почтальон, принесет газету, которую они выписывают. А сейчас люди массово отказываются от подписки на газеты», – рассказывает Анна.
Пенсионер Ростислав Маклюк говорит, что крестьяне уже привыкли к своим почтальонам и категорически против того, чтобы их увольняли. К тому же, пенсионерам сейчас приходится стоять в очередях, тогда как ранее действовала «персональная доставка».
«Раньше было прекрасно – девушки привозят пенсию, газеты, мы еще у них покупали продукты из уважения, что они их возят. А сейчас, чтобы получить пенсию, мне нужно приходить и ждать часами. Наших почтальонш выгоняют с работы, а чужих присылают. Я раньше 5 газет выписывал, а сейчас буду только одну, потому что не верю, что их будут вовремя привозить», – говорит мужчина.
Модернизированное почтовое отделение на колесах приехало в Дебривне только после 11-го часа.
Из нового автомобиля вышли трое – две девушки и парень в бронежилете. Он водитель. В автомобиле полочки для газет. Часть корреспонденции заносят в старое помещение почтамта.
Одна из работниц, Оксана Человитова, представляется начальницей отделения и говорит, что агрессию со стороны крестьян встречает часто. Людей понимает и признает, что проблемы есть.
«Стараемся приезжать вовремя, по графику. Мы были в другом селе, разносили пенсию. Мы же не можем не разнести полностью пенсию там, сорваться и приехать сюда. У нас 8-часовой рабочий день, но за 8 часов мы не успеваем все сделать. В общем в неделю у нас 7 сел. Конечно, когда люди привыкли получать пенсию в определенную дату, а мы приезжаем раз в неделю в то село, то это проблема», – рассказывает Оксана.
В это время из помещения почтового отделения выходит местный житель и громко ругается нецензурными словами. Говорит, что не смог купить в розницу две газеты, которые покупает всегда.
Редактор городской газеты «Новости Городнянщины» Светлана Томаш рассказывает, что в утренней очереди жители села Дебривного жаловались на невозможность вовремя получить и районную газету, которую выписывают годами.
«Это надо слышать, как люди ругают руководство «Укрпочты», которое затеяло эту реформу. Люди в очереди ссорились, матерились и плакали», – рассказывает она.
Газетный коллапс
Газетчики Черниговщины считают проблему гораздо более глобальной, чем может показаться на первый взгляд. Потеря подписки, которую уже почувствовали местные газеты, может просто «убить» районные издания.
Главный редактор газеты «Промінь» Елена Компанец говорит, что руководство «Укрпочты» просто не понимает важности газет для жителей села.
«Пенсионеры выписывают газеты, потому что там есть и объявления, и поздравить можно родственников или знакомых. Но когда газеты неделями не доставляются, то кто же их будет выписывать? А к тому же новые работники говорят людям: «Зачем вам те газетки, вы лучше конфеты купите». У них вообще нет интереса, чтобы люди выписывали периодические газеты», – рассказывает Елена Компанец.
Тираж ее издания ранее составлял 4 тысячи экземпляров, теперь же около 600 экземпляров уже утрачены.
«Гендиректору «Укрпочты» не помешало бы побывать в таких селах и собственными глазами и ушами увидеть и услышать то, что мы видим и выслушиваем ежедневно», – говорит редактор «Новостей Городнянщины» Светлана Томаш.
Но еще большей проблемой является информационная безопасность граждан.
Большинство сел Черниговской области находятся непосредственно рядом с российской и белорусской границами. Ранее эти места назывались «встречей трех сестер» (Украина, Беларусь и Россия), ныне уже не актуально.
Местные говорят, украинское телевидение там не ловит. Люди смотрят, в лучшем случае, белорусские каналы. Однако многие не отказываются и от российского контента. Если исчезнет единственный островок украинской информации – быть беде, убеждены газетчики Черниговщины.
Не скрывает наличие проблемы и председатель Черниговского облсовета Игорь Вдовенко.
«Совершенствовать и адаптировать к сегодняшним условиям систему предоставления почтовых услуг действительно необходимо. Однако, осуществляя любые изменения, следует прежде всего провести основательную подготовительную работу, детально проанализировать все возможные риски, которые эти преобразования могут вызвать, и обязательно учитывать специфику региона, особенности существующей инфраструктуры и реальные потребности его населения. Реформы должны приносить людям пользу и делать их жизнь более комфортной, а не создавать дополнительные неудобства. Недопустима ситуация, когда жители сел из-за длинных очередей и несовершенного графика работы мобильных почтовых отделений не могут вовремя получить пенсию, оплатить коммунальные услуги или получить актуальный номер любимой газеты».
Еще одним регионом, где потеря украинской периодики может иметь непоправимые последствия, является Луганская область. Газетчики из неоккупированных городов области также боятся, что люди в маленьких деревнях останутся без газет, а соответственно, и без информации.
Редактор газеты «Сватовские ведомости» Елена Рагра на информацию о пилотном проекте на Черниговщине реагирует с удивлением и говорит:
«У нас уже давно начали закрываться сельские почтовые отделения. Мы потеряли из-за этого почти тысячу из своего тиража».
Она отмечает, что такими действиями «Укрпочта» просто «убивает» районные газеты.
Разделяет страхи редакторов «районки» и председатель Союза журналистов Украины Сергей Томиленко. Он убежден, что газетчики из районов находятся на передовой общения с читателем, а потому к ним следует прислушаться.
«Сегодня происходят губительные для информационного пространства изменения, которые приведут к тому, что и так довольно небольшая аудитория подписчиков газет будет все больше сокращаться. Никто не хочет выглядывать свою предоплаченную газету, как какой-то сюрприз, который то ли приедет, то ли не приедет. А также ждать ответа от тех почтальонов, которых они не знают, и которые варяги для того села. Поэтому «Укрпочта» должна отработать механизм обратной связи, должно быть партнерство и диалог с общинами, редакциями, союзом. Сейчас мы фиксируем непартнерское отношение руководства «Укрпочты». Мы не видим готовности к совместным действиям. А грубое внедрение этой реформы показывает, что руководство «Укрпочты» ведет себя, как монополист, не имея никакой ответственности», – сказал Томиленко.
По его словам, в Украине за последние 4 года на 30% уменьшился уровень подписных тиражей. Причем касается это не только районных изданий.
Директор департамента по управлению тиражом ЧАО «Сегодня Мультимедиа» Сергей Охрименко рассказал корреспонденту интернет-издания UA1, что тираж всеукраинского издания «Сегодня» может упасть на 20-30% именно из-за реформы «Укрпочты». Это же касается и других печатных украинских изданий.
Следовательно, украинское слово до читателя будет доходить меньше, и тот будет искать альтернативу.
Реформировать нельзя помиловать
Основной проблемой жителей Черниговщины, на которых свалилось "счастье" в виде реформирования, очевидно, является отсутствие информации об этой реформе. В областном отделении «Укрпочты» после встречи с журналистами заверили, что открыты для общения и готовы разъяснять людям особенности изменений. Почему не сделали этого раньше – неизвестно.
Заместитель директора по развитию сети Черниговского областного управления «Укрпочты» Александр Бородавко рассказал, что проект бесповоротно будет запущен на Черниговщине с 3 сентября. В настоящее время уже закуплено 130 автомобилей для передвижных отделений.
«Это пилотный проект, мы признаем, что есть недостатки в работе. Но мы еженедельно смотрим по каждому селу отдельно и вносим коррективы в режим работы и график. Мы готовы общаться с редакторами газет и жителями сел, и исправлять ошибки», – уверяет представитель «Укрпочты».
Исполняющий обязанности гендиректора ОАО «Укрпочта» Игорь Смелянский, как и его подчиненный с Черниговщины, признает – проблемы есть. Но без них, говорит Смелянский, не бывает реформ.
«Делать реформу, которая всем нравится, невозможно. И ситуация в стране, и экономическое положение «Укрпочты» не дает нам шанса на медленные взвешенные реформы. Когда я пришел, средний возраст автомобиля был 14 лет. У нас самая большая сеть в Украине, 12 тысяч отделений. Лишь в 20% отделений были компьютеры. Из этих компьютеров сейчас почти 800 – старше 20 лет. Заработные платы в «Укрпочте» исторически были самыми низкими в стране. Поэтому эти реформы, особенно в сельской местности, не могут быть легкими», – отметил Игорь Смелянский в комментарии интернет-изданию UA1.
Демографическое состояние Украины – еще одна причина реформы.
«Плотность населения в Украине невелика. Людей в селе остается все меньше и меньше. В Украине 7 тысяч сел с населением менее ста человек. 10 тысяч сел – 100-500 человек. Представьте небольшое село – возможно ли там держать почтальона или оператора на полную занятость? А если она не получает полную занятость, то она получает копейки», – говорит Смелянский.
На вопрос, почему люди в селах жалуются, что не могут приобрести любимых газет, отвечает:
«Действительно, я не буду скрывать, только прошли эти изменения, возможно, есть какой-то саботаж начальницы отделения – не поделилась информацией с новой начальницей отделения, сколько нужно газет для розницы, или тому подобное. За месяц это все наладится, она будет знать, что Иван Иванович покупает три газеты, и будет для него их заказывать. В крупных селах остаются почтальоны, которые будут помогать передвижным отделениям. Проект только запустился, есть ошибки, и нужно их исправлять. Реальной информации, сколько необходимо времени, чтобы всем все разнести в селе, нет. Мы будем исправлять графики, чтобы все были довольны».
При этом и.о. гендиректора «Укрпочты» дает крестьянам, которые ожидают приезда передвижного отделения в очередях, так называемый лайфхак.
«Не надо ждать машину в очередях. К сожалению, людей дезинформируют. Например, есть какое-то сельское отделение. Там работает оператор на 0,2 ставки и так же почтальон. Что меняется? Вместо этого оператора, работающего на 0,2 ставки, приезжает бригада из трех человек. Это начальник отделения, водитель и почтальон. Начальник отделения садится и начинает обслуживать людей – принимать платежи, выдавать пенсии… В это время водитель и почтальон развозят пенсии и газеты по домам, как это раньше и делалось. За счет автомобиля получается быстрее обслуживать село, и потом, например, после обеда, поехать обслужить другое село. То есть модель остается такой же. Просто вместо кучи людей на 0,2 ставки мы имеем три человека на полную ставку», – рассказывает он.
Все бы ничего, но на практике видим совсем другую картину. Однако это, говорит Смелянский, дело времени.
Более того, по его словам, когда передвижные отделения заработают на полную мощность и с исправленными ошибками, преимущества почувствуют все.
«Сейчас никто не знает, разнесла почтальон газету или нет. За счет того, что эти передвижные отделения оборудованы трекерами, я точно знаю, доехало ли оно в то село. Это контроль за качеством обслуживания. К тому же, кто сейчас может доставлять лекарства в отдаленные села? А если оборудовать эти автомобили холодильниками, то это станет возможным», – отмечает Смелянский.
Несмотря на это, пока жители пилотных сел явно не оценили стараний «Укрпочты» и просят, даже требуют прекратить эксперимент. Однако реформу не остановить, и судьба Черниговщины вскоре постигнет и другие регионы. Остается надеяться, что обещание исправить ошибки не останется только обещанием.

Источник

Динамика курса валют на 20.11.2018

Нефть Brent
$66.79
+0.04%

Лента новостей