Нацбанк и Минфин объявили войну налоговым «уклонистам» — обнародовали проект закона
Украинцам за свои зарубежные активы придется платить подоходный налог внутри страны и подавать тонны отчетности — государство всерьез намерено решить проблему вывода средств в офшоры и взялось за реализацию 8-ми важнейших шагов плана BEPS. На днях Минфин и НБУ обнародовали законопроект, который имплементирует в Украине международный свод правил по борьбе с налоговым «уклонистами».
Цель проекта — увеличить доходы бюджета на миллиарды долларов и вернуть в страну ранее выведенные капиталы. Впрочем, уверяют эксперты, масштабный проект может принести ровно противоположные результаты. А бизнесмены начнут сдавать украинские паспорта, чтобы избежать претензий налоговиков.
«Целью проекта является предотвращение вымывания дохода из стран, где он был создан. Эта проблема особенно болезненна для стран с развивающейся экономикой, где многие предприниматели стремятся оптимизировать свою налоговую нагрузку и вывести доходы в страны с низкими налоговыми ставками – в офшоры. Украина заинтересована в BEPS», — рассказала UBR.ua координатор налогового комитета Европейской бизнес ассоциации Наталья Артемчук.
Заплати налоги
После принятия этого законопроекта физическое лицо – налоговый резидент Украины обязан будет включить в свою годовую налоговую декларацию прибыль, которую получила «контролируемая им иностранная компания» (КИК). Действующее же законодательство требует от физлица уплаты налогов только с полученных от компании дивидендов.
«Очень часто физические лица основывают фирму за рубежом, в странах, где налога на прибыль нет или он очень невелик. Компания зарабатывает прибыль, но она не появляется на налоговых радарах той страны, где физическое лицо-инвестор живет. Пока зарубежная компания не выплатит ему дивиденды, заработанная прибыль лежит в такой компании, словно в безналоговом кошельке. Налог в итоге не платится ни там, где компания получает прибыль, ни там, где резидентствует физлицо», – рассказала изданию партнер юридической фирмы «Саенко Харенко» Светлана Мусиенко.
Когда законопроект примут, украинцы, владеющие КИК, должны будут заплатить в казну подоходный налог с прибыли своей заграничной фирмы (или своей доли в нем). Причем, не дожидаясь выплаты дивидендов.
Логика властей проста – они хотят сделать бессмысленным содержание иностранных компаний, созданных исключительно с целью оптимизации налогообложения. Ведь теперь придется отчитываться по КИК – подавать информацию, проходить проверки, и при этом все равно оплатить налог в Украине.
Выведут на чистую воду
При этом проект закона дает определение понятию «контролируемая компания». Четким его не назовешь – если установить факт владения долей компании не выйдет напрямую, чиновники смогут опираться на ряд косвенных признаков. В итоге, «контролируемой» будут считать компанию, если физлицо:
Владеет 50% и более зарубежного юрлица (в отдельных случаях – свыше 25%).
«Осуществляет фактический контроль», независимо от того, как это оформлено юридически. Фактический контроль налоговики станут определять по ряду признаков: например, лицо осуществляет операции по банковскому счету КИК, или обозначено в качестве ее бенефициара во время открытия банковских счетов компании в зарубежном банке.
Впрочем, не все владельцы КИК должны будут подавать декларации. Налоговики не станут требовать уплаты налогов, если:
Суммарный годовой доход контролируемых компаний украинца не превышает €1 млн.
Физлицо владеет публичной компанией, чьи акции котируются на фондовых рынках.
Если налоговики будут убеждены, что КИК, подпадающий под это определение, является добросовестной компанией, а не «налоговой прокладкой».
Под добросовестностью авторы законопроекта также подразумевают вполне конкретный перечень условий. Под подозрение налоговиков не попадут компании, которые:
Платят налог на прибыль в стране регистрации по эффективной ставке не ниже 13%.
Не являются «пустышками»: ведут реальную экономическую деятельность, имеют персонал, основные фонды, ресурсы, капитал. А доля пассивных доходов в общей структуре их доходов не превышает 50%.
Зарегистрированы в стране, с которой у Украины есть соглашение об избежании двойного налогообложения или об обмене налоговой информацией.
Страны, в которой они зарегистрированы, не входят в перечень «офшорных стран», утвержденный Кабинетом Министров.
«Если компания соответствует критериям, ее прибыль освобождается от украинского подоходного налога. Разумеется, все основания необходимо доказать, подтвердить документально, сдать специальную отчетность, что будет сделать не так уж просто. А налоговые органы имеют право все эти обстоятельства проверить», – подчеркнула Светлана Мусиенко.
Что получим
Принятие этого закона инициировано международными партнерами Украины, но, очевидно, носит фискальный характер. Согласно данным международных аналитических организаций, объем осевших в офшорах «украинских» средств по разным оценкам составляет от $117 млрд до $167 млрд. При этом ежегодно в офшоры выводится порядка $11-12 млрд.
В теории, принятие закона позволит дополнительно направлять в бюджет за счет подоходного налога около $1-1,5 млрд. Вполне прилично, учитывая растущий из года в год дефицит бюджета пенсионного фонда. А также закон будет стимулировать возврат в страну ранее выведенных средств.
Впрочем, эксперты сомневаются, что украинская реализация Плана действий BEPS сможет обеспечить расчетную эффективность. Ведь деньги зачастую не исчезают бесследно в офшорах, а периодически возвращаются на родину в виде инвестиций.
«Если получится вернуть средства, выведенные в офшоры, то сократится и поток офшорных инвестиций. Ведь эти деньги не стоят на месте, они выводятся, а потом возвращаются в Украину. В схватке государства с офшорами первое все равно проиграет из-за своей неповоротливости. Этот закон разрабатывал клуб богатых стран под себя, чтобы контролировать свои деньги. У нас же эти меры будут применяться, скорее, в политических целях – против неугодных людей со счетами в офшорах», – высказал свое мнение завотделом реального финансового сектора Института экономики и прогнозирования НАНУ Владислав Зимовец.
И хотя эксперты не отрицают важности процесса деофшоризации, они указывают на необходимость комплексного подхода. Ведь кроме «кнута», стране хорошо бы обзавестись еще и «пряником».
«Сам по себе план BEPS ничего не даст стране. Законы, выписанные на его основе в самом деле помогут предотвратить безналоговое вымывание денег. Но они абсолютно бесполезны, если этих средств в стране нет. Нужен ряд других мер, направленных на привлечение инвесторов. Более того, в то время как отдельные нормы проекта могут увеличить доходную часть бюджета, другие способны вызвать массовое бегство бизнеса из Украины – некоторые бизнесмены сочтут за благо просто сменить паспорт. Надеемся на трезвый подход законодателей к каждой из норм законопроекта», – резюмировал партнер налогово-юридического департамента Delloite в Украине Андрей Серветник.