Мобильный интернет в метро: и дорого, и долго

29.12.2017 9:29   Елена Степницкая
Мобильный интернет в метро: и дорого, и долго

Мобильная связь на всех станциях киевского метрополитена должна была появиться еще в конце 2014 года.
Спустя три года после дедлайна покрытие на всех станциях стоит ожидать только в начале 2018-го, а операторы хотят проводить новый тендер на 3G. Попробуем разобраться, когда киевляне реально смогут пользоваться мобильным интернетом в метро и чья вина в том, что проект не был запущен в срок.
Еще в начале 2011 года три крупнейших оператора мобильной связи в Украине (Киевстар, МТС, Астелит (Life) выдвинули единого подрядчика для участия в инвестиционном конкурсе Киевской горгосадминистрации (КГГА) на строительство инфраструктуры (2G/3G/4G) мобильной связи в Киевском метрополитене. Подобное решение в реализации такого рода проектов обычная практика Операторов, которая позволяет сэкономить средства для каждого из них.
Сам инвестиционный конкурс на внедрение мобильной связи в метрополитене был объявлен в марте 2012 года. В сентябре его победителем был определен ООО “Е С У”. Ориентировочная стоимость строительства была определена в размере 70 млн. грн. (без НДС). Победитель также оплатил организатору конкурса 3,5 млн гривен на создание социальной и инженерно-транспортной инфраструктуры Киева. Условиями договора было определено, что в полном объеме проект должен быть внедрен до конца 2014 года. Следует отметить, что 3G лицензий у операторов тогда не было и строительство началось для 2G стандарта.
Обещанного три года ждут?
С момента обозначенного дедлайна прошло три года, но мобильная связь до сих пор не заработала на всех станциях, не говоря уже о 3G. Интересно, что в декабре 2016 президент компании Киевстар Петр Чернышев взял на себя смелость и объявил о появлении 3G уже через полгода. Но по состоянию на сегодня инфраструктура сети мобильной связи развернута усилиями инвестора на 35 из 48 станциях и 34 из 46 перегонах КП “Киевский метрополитен”, что составляет 75% проекта. Окончание строительства всей сети и передача ее в собственность операторам мобильной связи в целом, планируется инвестором в феврале 2018 года.
При этом недавно стало известно, что мобильные операторы договорились между собой и готовят тендер по поиску нового подрядчика для строительства сетей 3G/4G в обход ООО “Е С У”. Такая перспектива отодвигает появление мобильного интернета в метро еще минимум на два года без учета возможных судебных разбирательств со стороны инвестора. Так, по нашим оценкам, на проведение нового тендера потребуется 3 месяца, на определение поставщиков оборудования и расходных материалов – 4 месяца, разработку и согласование проектов — минимум полгода. Таким образом, ожидать первых результатов можно не раньше середины 2019 года.
Долго?
В ООО “Е С У” поясняют, что утверждение и согласование технического задания и проекта продлилось до конца 2013 года. Реальное же строительство после выбора и согласования поставщиков оборудования Операторами началось в феврале 2014 года. Кроме того, в ООО “Е С У” отметили, что проект очень сложный и в течение всего времени компания сталкивалась с рядом технических и организационных сложностей, которые замедляли работу.
Так, например, у КП “Киевский метрополитен” ограничено количество сотрудников, которые могут выполнять технический надзор. Без этих людей выполнение любых работ просто запрещено. В распоряжении имеется лишь один мотовоз, который необходимо заказывать за долго до планируемых работ. Сами же работы разрешено выполнять только четыре ночи в неделю, продолжительностью в 4 рабочих часа, то есть 16 часов в неделю. К примеру, обычная рабочая неделя, состоит из 40 часов, т.е. в 2,5 раза больше.
При этом сам метрополитен перегружен коммуникациями, что существенно ограничивает количество возможных мест монтажа компонентов сети и требует временами многократных пересогласований проектных решений со Службами КП. О том, что киевский метрополитен не пускает инвестора в тоннели для прокладки мобильной сети KV сообщала и раньше. В 2014 году Департаментом экономики и инвестиций КГГА в юруправление муниципалитета, и ООО “Е С У” в КП “Киевский метрополитен” было направлено ряд писем, где была изложена существующая проблема.
В декабре 2016 года премьер-министр Украины Владимир Гройсман на встрече с мобильными операторами поручил изучить вопрос запуска в киевском метро связи третьего поколения. Этот вопрос изначально подняли студенты НТТУ КПИ на встрече с премьером. Премьер пообещал студентам запустить новое поколение связи в метро, подчеркнув, что «технически это не проблема». Два крупнейших оператора Киевстар и МТС попытались использовать этот момент для того, чтобы подтолкнуть НКРС к решению вопроса технологической нейтральности, создав прецедент в метрополитене. Процесс обсуждения этого вопроса в НКРС оттянул строительство 3G еще на три месяца.
Дорого?
В начале строительства в условиях Договора купли-продажи с Операторами отдельными приложениями были заложены спецификация на 3G компоненту системы, а также технические требования к показателям качества 3G сети. Предполагалось начать работы в момент получения операторами лицензий. По информации KV, с декабря 2016 года на рассмотрении у операторов находилось измененное по их же просьбе техническое задание на проектирование и строительство 3G и новый бюджет такого строительства, который был рассчитан в ООО “Е С У”. Однако после внесения операторами очередного ряда изменений в техническое задание, последний вариант и бюджет был передан на рассмотрение только в июне 2017 года.
В это же время операторы заявили, что предложенное решение отличается высокой стоимостью и именно это является основной причиной, по которой они не решаются на строительство. На что в ООО “Е С У” парировали, что стоимость повысилась за счет материалов и оборудования, выбор которого и определение цены проходит под непосредственным контролем операторов — повышение стоимости проекта зависит только от состава технических требований, которые изменялись операторами уже дважды и только в сторону их усложнения.
В этой компании также отметили, что ни один из операторов до настоящего времени не дал ответа на последнее коммерческое предложение, а о том, что предложение является слишком дорогим, узнали только из статей. Обязательство построить 3G/4G связь в метро прописано в утвержденном метрополитеном техническом задании. Это означает, что юридически, никаких препятствий для начала работ уже сегодня нет.
Похоже, инвестируя в 3G покрытие в целом, операторы не до конца понимают, как окупать все текущие вложения, поэтому сознательно затягивают процесс. И это единственное логичное объяснение такому поведению, а недавнее повышение цен на услуги связи практически всеми операторами — скрытое тому подтверждение.
Получая лицензии, у операторов в лицензионных условиях нет обязательств обеспечивать покрытие в метрополитене и тоннелях. Мировая же практика обязывает это делать. Если бы лицензионные условия были расширены, то уже с внедрением новых стандартов не возникало бы вопросов, почему метро и все виды тоннелей не имеют покрытия. Однако современное законодательство позволяет “затягивать” процесс. Поэтому, ответ на вопрос — когда киевляне получат качественную мобильную связь — очевиден: когда такой пункт появится в лицензии либо, когда самим оператором это станет экономически выгодно.

Источник

Динамика курса валют на 21.07.2019

Нефть Brent
$62.47
+0.86%

Лента новостей